Метапрограмма — 01. Размер чанка. Стиль рассуждений!

Глобальность/детали

Дедукция/индукция/абдукция

Специфика/абстракция — общий план

Научная/гуманитарная — интуиция

Концепт

Что касается размера «чанка» (блока) информации которым человек предпочитает оперировать в процессе мышления, коммуникации, научения и т. д., люди обычно придерживаются од­ной из двух генеральных линий, а третья играет менее заметную»! роль. Дедуктивные мыслители начинают с глобального и движутся вниз, индуктивные начинают с конкретных деталей и движутся вверх, а абдуктивные используют метафоры и аналогии и мыслям «отвлечённо».

Извлечение

«Когда вы берете в руки книгу или думаете о пред­стоящих занятиях, на что вы обращаете внимание в первую оче­редь — на общую картину, книжную обложку или на конкретные данные относительно ее ценности?». «Если мы решим работать вместе над каким-то проектом захотите ли вы сначала узнать, что мы будем делать в целом, или предпочтете услышать различные подробности?»

Описание

Некоторые люди предпочитают начинать с конкретной ин­формации, представленной в виде очень маленьких блоков, а за­тем производят индукцию, двигаясь вверх к общим принципам. Они выискивают детали и чувствуют себя наиболее комфортно на этом уровне и с этим размером данных. Они предпочитают дробить ин­формацию — обрабатывать ее в последовательностях, которые позволяют им затем двигаться по шкале вверх от специфики к абстракции. Будучи индуктивными мыслителями, они говорят:

«Дайте мне детали, и я посмотрю, что это для меня значит»

Здесь мы имеем дело главным образом с технической и научной установкой. Человек, который сортирует в очень конкретизированной манере, видит деревья, но не лес.

Напротив, другие люди предпочитают начинать с общей кар­тины, которая предполагает более глобальный взгляд. Они осмыс­ляют мир с точки зрения этого масштабного фрейма. Им сначала нужен «лес», а не деревья. Для обработки информации им нужна гештальт-конфигурация (целостный или общий паттерн), имея которую они могут произвести дедукцию, двигаясь вниз к малым блокам. Такие дедуктивные мыслители говорят:

«Дайте мне вашу общую концепцию или идею, и я посмотрю, насколько она рацио­нальна»

Здесь мы имеем дело преимущественно с философскими гуманитарным мышлением. Человек, который сортирует глобально, видит лес, но не деревья.

Континуум

Рассмотрим вертикальный континуум, который простирается от мельчайших деталей специфики к наивысшей и наиболее гло­бальной перспективе. Способность двигаться от конкретного к аб­страктному характеризует научную форму интуиции. В этом слу­чае человек производит укрупнение, переходя ко все более высо­ким уровням информации. Способность разукрупнять, опускаясь, к специфике, характеризует философскую форму интуиции. Она позволяет человеку использовать абстрактные концепты. Джеймс и Вудсмолл разработали схему, которая служит моделью для это­го вертикального континуума и которую они назвали «иерархией идей» (James & Woodsmall, 1988). Мы адаптировали эту схему и назвали ее «Иерархией языка на шкале специфики и абстракции» (Рис. 3.1).

IMG_9469.jpeg

Рис. 3.1

Бейтсон (Bateson, 1972,1979) описывает третий стиль, Абдукцию. Под ней понимается не движение вверх или вниз по шка­ле специфики и абстракции, а отвлеченное рассуждение (рассуждение «на стороне») посредством моделей окольного мышления — аналогий, метафор, историй и т. д. Говоря о латеральном, или от­влеченном, мышлении, отличающемся от восхождения (индукции и нисхождения (дедукции) на шкале абстракции/специфики, Бейтсон (Bateson, 1979) использовал термин абдукция для описания случая, когда мы думаем о каком-то одном предмете посредством размышления о чем-то ином.

Он противопоставил абдукцию ин­дукции и дедукции (или дополнил ею эти процессы). Aбдукция имеет место, когда человек использует лозунги, притчи, образы, коаны, загадки, истории, метафоры, поэзию, мифы и т. д. для выражения абстракции нового, высшего уровня. При латеральном (абдуктивном) мышлении мы движемся (концептуально) в сторону и думаем о примерах. Мы можем также делать это до или» после укрупнения и разукрупнения. (Пример абдукции см, на рис. 3.1: «маркетинговые менеджеры — менеджеры — финансовые! менеджеры».)

Идентификация

Глобальная сортировка/дедукция

Те, кто сортирует обобщенно, легко вспомнят случаи, когда у них вызывал скуку и раздражение человек, утомлявший их многочисленными деталями, в ко­торых они не нуждались. Те, кто мыслит более абстрактно, отлчаются от тех, кто мыслит конкретно и подробно. Они начинают от абстракций высокого уровня (принципов, идей, концептов, убеждений и т.д.) и нисходят к специфике. Те, кто сортирует в общей форме, часто придерживаются убеждения: «Если вы помните о рублях, копейки позаботятся о себе сами». При глобальной обработке мы мыслим с точки зрения общей картины, общего видения выведенного принципа и т. д.

Детальная сортировка/индукция

Те, кто сортирует, опираясь на детали, могут легко припомнить, как бывали разочарованы, общаясь с человеком, который говорил неопределенно, расплывчато и не предоставлял им важных подробностей относительно предмета разговора.

Люди, которые сортируют конкретно, часто придерживаются убеждения: «Если вы помните о копейках, рубли позаботятся о себе сами». Они начинают с конкретных деталей и восходят к общим принципам и глобальным заключениям.

Латеральная сортировка/абдукция

Мы рассуждаем не толь­ко с помощью индукции (научного мышления) и дедукции (философского мышления), но также посредством аналогии, метафоры, истории рассказа и т. д. (поэтического мышления). В этом случае мы размышляем об одном предмете с точки зрения другого.

Бейтсон объясняет, что его творческая деятельность во многом обусловлена его абдуктивным мышлением.

<aside> 💡 Джеймс и Вудсмолл подсчитали, что 15% людей функционируют исходя из специфики, 25% — исходя из специфики с добавлением определенной глобальности, а 60% — исходя из глобальности Games & Woodsmall, 1988)

</aside>

Язык

Мы можем выявить данный паттерн с помощью вопроса: «Что вам требуется в первую очередь, когда вы слышите нечто новое — общая картина или детали?»

Наличие множества подробностей, деталей и перечней в речи человека обычно указывает на детальный стиль обработки. Если человек рассуждает в терминах общих принципов и концептов, вероятно, перед вами тот, кто: предпочитает глобальную сортировку.

Знание того, как и на каком уровне человек обрабатывает информацию, может стать для нас хорошей подсказкой, как осуществить эффективную коммуникацию с этим человеком. Йегер характеризует язык в верхней части шкалы как «метаслова» (Yeager, 1985, р. 153).

Подстройка

Чтобы подстроиться и осуществить коммуникацию с человеком, которому требуются детали, снабдите его множеством специфических подробностей, разбивайте предмет обсуждения на отдельные элементы. Используйте множество определений и имен собственных. При коммуникации с человеком, которой сначала требуется гештальт-понимание, изъясняйтесь посредством концептов, принципов и более общих идей. Избегайте деталей в начале разговора; вы можете коснуться их позже.

Если вы имеете дело с человеком, сортирующим посредством гештальтов, то, используя специфику, вы, скорее всего, быстро вы­зовете у него скуку и/или фрустрацию. Если вы предлагаете человеку , сортирующему детально, общие понятия, то, вероятно, вызовете у него недоверие и растерянность, поскольку ваша коммуникация будет для него слишком расплывчатой и нереалистичной. Чтобы стать первоклассным коммуникатором, определите, где на шкале специфики/абстракции находится человек, и подавайте своя информацию на этом уровне.

Данная модель и вопросы двух моделей НЛП (метамодели и Милтон-модели) предоставляют в наше распоряжение языковые паттерны для движения вверх и вниз по иерархическому континууму с учетом размера чанка.

Когнитивное искажение в РЭТ.Aral Стратегия научения Джима (она также является его «репрезентативным» козырем) состоит в том, что он предпочитает и часто использует определенную реп­резентативную систему. Однако, будучи склонен к глобальной сортировке, он слишком быстро переходит к чрезмерному обоб­щению и использует слишком много расплывчатых слов, существительных, которые не имеют референтов, глаголов, ярлыков и т. д., и поэтому приходит к неадекватным заключениям.

В данном случае он сделал вывод: «Я не способен играть в команде. Я все­гда буду неудачником. У меня все валится из рук!» Проблема, ко­торая возникает в связи с чрезмерным использованием паттерна индуктивных рассуждений заключается в том, что человек погру­жается в детали и теряет ориентацию.

Первичные контексты

Данные паттерны могут порождаться моделирующими родительскими фигурами, которые демонстри­ровали либо глобальную, либо детальную сортировку; родитель­скими фигурами, которые злоупотребляли одним из этих стилей, так что ребенок стал ценить противоположный; травмирующий опыт с учителем или властной фигурой, которые заставляли ребенка смотреть на все в глобальном масштабе или выискивать детали.

Самоанализ

• Конкретизированная индуктивная сортировка/глобальная де­дуктивная сортировка (детали/общий план)

• Латеральная сортировка или абдукция

Контексты • Работа/карьера

• Интимные отношения

• Взаимоотношения

• Увлечения/отдых

• Спорт

• Другое:

• Высокий/средний/низкий

• Ведущая метапрограмма:

Уровень ДА или НЕТ